Во время обучения ребенок может не справляться с заданиями, это вызывает у него негативные эмоции, ребенок расстраивается, может потерять интерес к обучению. Что же делать? В АВА-терапии используют безошибочное обучению с использованием подсказок. Подсказки позволяют ученику оставаться успешным в выполнении заданий, а это положительная динамика, успех ребенка, хорошие эмоции, повышенный интерес, более быстрое овладение навыком. Со временем интенсивность подсказок снижается, соответственно ученик уже самостоятельно может справится с заданием. Какие же виды подсказок существуют?
Виды подсказок
Физическая
Подсказка
При данном виде подсказки педагог своими руками контролирует движение рук ученика. Подсказка убирается постепенно. Сначала педагог оказывает подсказку полностью (рука в руке). Затем держит свою руку на уровне кисти ребенка, потом на уровне локтя ученика, далее на уровне плеча ребенка, как бы направляя в правильном направлении, а дальше ребенок уже может выполнить все сам.
Указательный
Жест
В этом виде подсказки учитель показывает указательным пальцем на карточку или предмет. Ребенок в свою очередь вслед за учителем показывает своим пальцем на правильный объект, давая при это правильный ответ, или же берет необходимый предмет для выполнения задания, на который указал учитель.
Моделинг
Здесь уже педагог покажет, как именно нужно выполнить необходимое действие. Например, нужно сложить полотенце, учитель покажет, как это сделать правильно, а ученик повторит за ним.
Вокальная (речевая)
подсказка
Учитель говорит правильный ответ, а ребенок повторяет его. То есть учитель моделирует правильный ответ. Например, ребенка спрашивают, что изображено на картинке, оказывается подсказка: педагог говорит: «Лиса», ученик повторяет за ним, отвечая правильно на вопрос.
Визуальная
подсказка
Педагог показывает правильный ответ, изображенный на картинке. То есть не моделирует речевой ответ, а показывает карточку. Например, ребенку задали вопрос: «Кто живет в будке?», оказали подсказку-показали изображение собаки, ребенок назвал правильный ответ. Так же на картинке может быть не обязательно изображение, а написанное слово. Правильная последовательность действий, изображенных на картинке помогут ребёнку правильно выполнить бытовые навыки, например, каждый шаг мытья рук изображен на картинках, смотря на них ученик правильно выполнит всю последовательность действий мытья рук.
Обучение начинается с интенсивных подсказок, постепенно снижая их уровень, чтобы ребенок был более самостоятелен. Сначала подсказка оказывается моментально, затем с шагом от 1 до 5 секунд. Чаще всего к 4 секунде у ребенка уже формируется самостоятельная реакция.
В нашем центре специалисты подберут вид подсказки для обучения исходя из возможностей ребенка, а также правильно уберут подсказку, чтобы ребенок быстрее овладел необходимыми навыками.