В АВА-терапии специалист последовательно формирует необходимые навыки. Видео демонстрирует нам, как ученица учиться использовать местоимения. Она справляется с заданием. Теперь наша цель обобщать новый навык, чтобы он использовался ребёнком в самой различной повседневной деятельности.
В АВА-терапии специалист последовательно и постепенно обучает ребенка использовать местоимения, что является важным этапом развития речевых навыков и социального взаимодействия.
Вот основные подходы и этапы этого процесса:
1. Выявление текущего уровня навыков
Оценка, использует ли ребенок уже какие-либо слова или жесты, связанные с местоимениями (например, «я», «ты», «он», «она»).
Определение, понимает ли он смысл тех или иных местоимений.
2. Обучение по принципу последовательных шагов
Начальный этап: познакомить ребенка с самими местоимениями.
Использовать карточки или объекты с изображениями и словами.
Объяснить значение каждого местоимения через простые истории или сценарии (например, «Ты — это мой друг»).
Практическое применение: просить ребенка повторять местоимения и ассоциировать их с собой или другими людьми.
Например, показать картинку с «я» и сказать «Я — это ты», попросить повторить или указать на себя.
Обучение в контексте: использовать узнаваемые ситуации, где ребенок сможет применять местоимения:
«Могу ли я взять игрушку?» — «Ты можешь взять игрушку» – указать, кто говорит и кто слушает.
Вопросы типа: «Кто хочет играть?» — ребенок учится отвечать «Я хочу», «Ты хочешь?»
3. Использование подкрепления
Всякий раз, когда ребенок правильно использует местоимение, поощрение (похвала, жест, предмет) усиливает навык.
Постепенно увеличивается сложность и автономность использования.
4. Развитие понимания и использования в речи
Создавать ситуации, стимулирующие ребенка вставлять местоимения в собственные ответы.
Обучать различать и использовать местоимения в различных контекстах, вводя новые ситуации и диалоги.
5. Постепенное расширение навыков
Учить различать и использовать все основные местоимения: «я», «ты», «он», «она», «мы», «вы», «они».
Обучать их правильному использованию в предложениях.